Вагоностроителям рекомендуют «переобуться» и встать на «другие рельсы»

Ближайшие 10 лет темпы списания подвижного состава «оставят желать лучшего»

После 2030 года списания вагонов могут привести к простою железнодорожного бизнеса. Причиной станут высокие темпы наращивания производства из-за роста спроса в настоящем. Такой прогноз озвучил заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник.

По словам эксперта, российское вагоностроение окажется под угрозой недозагрузки после 2030 года из-за интенсивного производства составов. Начиная с 2016 года предприятия вагонной отрасли, полагаясь на рост спроса железнодорожных перевозок, стали наращивать темпы выпуска вплоть до пика 2019 года. В 2020 году из-за пандемии интенсификация отрасли ненадолго пошла на спад, однако в этом году, по прогнозам ИПЕМ, рост производства вагонов составит около 7%. Аналитики института полагают, что производители составов стали переориентироваться на выпуск продукции с увеличенным сроком службы. Количество инновационных вагонов от общего объема производства на предприятиях вагоностроения по итогам 9 месяцев 2021 года достигла 42,7%, в сегменте полувагонов – 94,7%, а общая доля инновационных вагонов на сети ОАО «РЖД» оценивается в более чем 15% парка. Эксперты ИПЕМ пришли к выводу, что выпуск инновационных составов отодвинет сроки их списания, а следовательно, сократится и спрос на вагоны. До 2030 года, полагают эксперты, будет списываться около 25,4 тысяч единиц подвижного состава, что является относительно низкими среднегодовыми показателями. – Пиковые значения списания ожидаются в 2032-2034 годы, когда будут выбывать полувагоны, поставленные в 2010-2012 годах. Всего с 2032 по 2034 годы будет списано около трети текущего парка полувагонов, – прогнозирует Александр Слободяник. Эксперт полагает, что в пиковые годы списания спрос на новые вагоны, вопреки ожидаемому росту, будет находиться на том же уровне либо упадет. Поэтому в институте рекомендовали производителям задуматься о возможных последствиях уже сегодня. Например, начать развивать другое направление производства. В частности, бросить все производственные силы на выпуск запчастей. Напомним, эксперты прогнозируют профицит фитинговых платформ в 2023-2024 годах.