«Валютный курс» портовых услуг снова просят сменить

Так как из-за девальвации рубля реализовывать инвестпрограммы стало сложнее, пожаловались стивидоры

Российские грузы должны в приоритетном порядке переваливаться в отечественных, а не зарубежных портах. Такую задачу Президент России Владимир Путин поставил на совещании по вопросам развития транспортной отрасли. – Наши мощности вполне конкурентоспособны по сравнению с зарубежными. И сейчас есть реальная возможность ускорить маневр грузовыми потоками в пользу собственных портов. Но естественно сделать это так, чтобы было выгодно и транспортному бизнесу, и нашим компаниям-производителям, и их партнерам, – подчеркнул глава РФ.

Участвовавший в совещании президент ГК «Дело» Сергей Шишкарев попросил главу государства разрешить номинировать тарифы за услуги в российских портах в валюте при расчетах в рублях. Это позволило бы стивидорам продолжить реализацию инвестпрограмм, а также лишило иностранные компании преимуществ, котореы они получили в связи с девальвацией рубля. По оперативным данным РЖД, погрузка на сети в адрес российских морских портов в апреле составила более 27,7 млн тонн. Это на 10,3% больше, чем в апреле 2019 года. В том числе в порты Северо-Запада было отправлено порядка 11,7 млн тонн (+7,5%), в порты Юга – около 6,6 млн тонн (+18,1%), в порты Дальнего Востока – 9,4 млн тонн (+8,8%). Общая стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года была принята еще в 2012 году. А в 2019-м ее дополнили федеральным проектом «Морские порты» в рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Он предполагает, что к 2024 году порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов увеличат свои совокупные мощности до 1,3 млрд тонн. Таким образом, общий прирост составит не менее 336 млн тонн. Кроме того, в апреле Минэкономразвития предложил создать в Астраханской области портовую особую экономическую зону, которую планируется объединить в Каспийский кластер с особой экономической зоной «Лотос». При этом полномочия по управлению кластером министерство хочет оставить за собой. Главная цель проекта – повысить конкурентоспособность российских портов на Каспии относительно портов Казахстана, Азербайджана и Туркменистана при привлечении грузопотока из Ирана, Индии и других азиатских, а также африканских стран. Напомним, по данным Счетной палаты РФ, грузооборот морских портов России по итогам 2019 года составил 76% от их проектной мощности или 840,3 млн тонн.