Восточному полигону не стоит зацикливаться на капстроительстве

Есть более экономичные и технологичные способы увеличения провозных мощностей, уверены ученые

РЖД может значительно снизить затраты на строительство третьей очереди развития Восточного полигона, пишет «Коммерсантъ». Для этого надо будет заменить часть капитального строительства за счет мероприятий по организации движения, сообщает Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ). В частности, можно внедрить современные системы интервального регулирования движения поездов (ИРДП), которые позволят сделать их поток более плотным за счет автоматики. Данные предложения презентовали на научно-техническом совете РЖД.

Строительство БАМа-3 еще не началось, работы стартуют уже после 2024 года. Ожидается, что проект позволит повысить пропускную способность БАМа и Транссиба до 210 млн тонн. Для этого надо построить 1,7 тыс. кв метров дополнительных вторых главных путей, а также 700 км третьих главных путей. Кроме того, надо будет возвести мост через Енисей и второй Северомуйский тоннель. Также будут строиться дополнительные железнодорожные полотна из Якутии, на них уйдет 350-700 млрд рублей. В ИЭРТ подсчитали, что создание инфраструктуры на участке Волочаевка-Барановский, протяженность которого 674 км, потребует 238,5 млрд рублей вложений и 2,45 млрд рублей в год на текущие расходы. На эти деньги можно будет построить третий главный путь. Однако, по словам специалистов, у этого проекта есть более дешевая альтернатива. На нее потребуется всего 15,8 млрд рублей на внедрение и 70 млн рублей в год на содержание. В ИЭРТ предлагают сократить интервалы движения поездов в Северомуйском тоннеле до шести минут и оборудовать системой ИРДП объезд через Чертов мост Ангаракан-Осыпной-Перевал-Горячий ключ – Казанкан. В результате, за сутки можно будет пускать 50 пар поездов. В РЖД пока не стали комментировать, сколько денег можно будет сэкономить с помощью этого проекта. Как отметил президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, БАМ не электрифицирован. Поэтому увеличить число поездов можно с помощью повышения производительности локомотивов и использования технологических решений. На Транссибе, наоборот, вся проблема в недостатке мощности тяговых подстанций. Если решить ее, то можно будет сократить интервалы движения поездов на Транссибе в два раза. На БАМе же сделать это будет намного сложнее, заключил эксперт. Напомним, Правительство Российской Федерации утвердило второй этап инвестиционного проекта модернизации инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Паспорт проекта предполагает, что к 2024 году пропускная способность Транссиба и БАМа должна увеличиться в 1,5 раза – до 180 млн тонн в год.