Горючее «подогреет» экспорт

В ряде регионов РФ мелкооптовые цены на топливо уже выросли


На 9 января по сравнению с концом декабря цены на бензин в среднем по стране выросли на 0,1%, на дизельное топливо – на 0,2%, до 44,75 и 48,01 рублей за литр соответственно, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Росстата.

Как отмечает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, серьезные опасения вызывает существенный рост экспорта бензина с одновременным снижением объемов производства. Из-за чего и сокращаются поставки топлива на внутренний рынок. Помимо этого, в ряде регионов присутствует рост мелкооптовых цен.

По мнению Евгения Тыртов из Vygon Consulting, экспорт выгоднее поставок на внутренний рынок. Это связано с тем, что экспортные нетбэки (LR. экспортная рыночная стоимость товара без учета транспортных расходов, логистики и экспортных налогов) для нефтеперерабатывающих заводов европейской части России находятся на уровне 50-52 тысяч рублей за тонну бензина. Однако разницу в основном покрывает демпфер. Несмотря на то, что в 2020 году из-за корректировки формулы размер демпфера сократится, «риск нового топливного кризиса по-прежнему минимален», уверен эксперт.

Биржевые цены на топливо были стабильны с августа 2019 года, а в ноябре, на фоне сезонного сокращения спроса, и вовсе стали снижаться, понемногу восстанавливаясь к декабрю.

Глава «Петромаркета» Иван Хомутов отмечает, что одним из факторов роста оптовых цен в начале года стало повышение акцизов: на 438 рублей для автобензина и 294 рублей для дизтоплива. Еще одна причина кроется в снижении демпфера: на 1 100 рублей по бензину и почти 1 500 рублей по дизтопливу. При этом экспортные нетбэки НПЗ на автобензин и дизтопливо сократились, несмотря на снижение экспортных пошлин.

В целом эксперты отмечают, что в 2020 году ситуация с ценами значительно спокойнее предыдущего года. В 2019-м цены росли в рамках соглашения о сдерживании цен в мелком опте и за счет роста акцизов.