Минпромторг пророчит долгую реабилитацию каналам сбыта экспорта

Обновлено: 27 авг. 2020 г.

Ускорить процесс может освоение цифровых зарубежных торговых площадок

Утраченные российскими экспортерами каналы сбыта в «постковидный» период будут восстанавливаться гораздо дольше, чем экономика и международная торговля в целом. Об этом «РБК» заявил директор Информационно-аналитического центра по вопросам внешнеторговой деятельности при Минпромторге РФ Андрей Точин.

Налаживание новых цепочек поставок вместо потерянных старых, считает эксперт, может столкнуться с серьезным конкурентным противодействием. Теперь экспортеры из разных стран будут бороться даже за некрупных покупателей, на которых раньше они и не обратили бы внимания. Важную роль в стимулировании экспорта, по словам доцента кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ имени Г.В. Плеханова Игоря Хмелева, должны сыграть меры госпомощи: доступ к государственным гарантиям, льготное кредитование и т.д. На финансирование этих мер в текущем году в бюджете запланировано 319,5 млрд рублей, напоминает Игорь Хмелев. – В целом в условиях пандемии COVID-19 государство реализовало ряд мер поддержки в сфере экспорта и импорта. Но они носили, скорее, точечный характер. Дополнительные меры поддержки экспортеров обсуждались в Минпромторге России и на региональном уровне, но пока так и остались на стадии дискуссий, – отметил старший юрист Deloitte Legal Павел Баранов. Председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев заметил, что ключевыми проблемами для многих компаний стала непредсказуемость ситуации с закрытием границ, а также прерванные из-за пандемии деловые переговоры. Разные страны мира несинхронно уходили в ограничительные режимы, что привело к деформации торговых потоков. – Можно было отправить товар, к примеру, в Китай, а когда он уже доходил до границы, на него вдруг вводился запрет на ввоз. Часть товаров невозможно ввезти до настоящего момента, – отметил господин Черешнев. Эксперты видят выход в снижении издержек экспортной торговли, в том числе за счет новых цифровых решений. Максим Черешнев считает, что в период пандемии предприятиям-экспортерам нужно активнее пользоваться возможностями цифровой инфраструктуры. Процесс уже идет. Например, происходит размещение российских экспортеров на маркетплейсах. Также эксперты уверены, что государству нужно зеркально реагировать на протекционистские акции, которые государства-контрагенты проводят в отношении своих производителей, оказывая вытесняющее давление на импорт, в том числе из России. – Рынок сократился, и нужно освобождать место для своих, – подчеркивает Андрей Точин. Напомним, по прогнозам Всемирной торговой организации, по итогам 2020 года объем мировой торговли сократится на 13%.