На Севморпути появится аналог ГИБДД

Необходим отдельный порядок выдачи разрешений на судоходство в переходные месяцы с октября по декабрь

Изменить правила навигации по Северному морскому пути (СМП) из-за «ноябрьского кризиса» предложил специальный представитель «Росатома», заместитель председателя Государственной комиссии по Арктике Владимир Панов. Об этом он рассказал в интервью «Интерфаксу».

Напомним, во время так называемого «ноябрьского кризиса» потребовалась помощь более 20 судам, отправившимся в рейс в надежде на удовлетворительный ледовый прогноз. – Да, этот прецедент, с которым в короткие сроки справились в тесном взаимодействии несколько ведомств, «Росатом» и компании-судовладельцы, подтолкнул к обсуждению и выявил важные пробелы. Роль долгосрочного планирования в условиях растущего грузопотока и координации становится приоритетной с учетом двух действующих ледокольных флотов – атомного и дизельного. Важно повышение ответственности всех участников: грузоотправителей, судоходных компаний, операторов атомного и дизельного ледокольного флотов, уполномоченных за разрешительный порядок плавания по СМП, – отметил Панов. Он добавил, что необходимо внесение изменений в Правила плавания по Севморпути. В частности, в отдельный порядок выдачи разрешений на судоходство в переходные месяцы с октября по декабрь. «ГИБДД» в арктическом варианте» должно иметь возможность останавливать суда, ледовый класс которых не позволяет самостоятельного плавания, до захода на СМП. Изменения однозначно будут: они уже рассматриваются в правительстве РФ, подчеркнул Панов. Он напомнил, что в первой декаде ноября в акватории СМП находилось до 58 судов. Это почти в три раза больше, чем в аналогичные периоды в прошлые годы. Часть судов смогли самостоятельно покинуть акваторию. Десять судов заказали ледокольную проводку в соответствии с установленным порядком. Эта процедура была им обеспечена. – Но 24 судна понадеялись на благоприятный прогноз Росгидромета, обещавший легкие ледовые условия, и решили успеть провести последний рейс в летне-осеннюю навигацию без ледокольной поддержки по понятным экономическим причинам. Прогноз, к сожалению, не подтвердился, ледовые условия резко ухудшились. Суда были вынуждены лечь в дрейф и ждать ледокольной помощи, – продолжил Владимир Панов. В «Росатоме» создали оперативный штаб для координации действий всех сторон. Все суда, нуждающиеся в ледокольной проводке, провели атомные ледоколы «Вайгач» и «Ямал». В настоящий момент происходит рейс по доставке грузов в Певек караваном из трех судов под проводкой атомного ледокола «Арктика», добавил специальный представитель «Росатома». Напомним, к 2030 году на Севморпути будет развернута группировка из 13 ледоколов.