Новых вагонов на сети не ждут

Период низкого рынка может продлиться вплоть до 2025 года

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), объем выпуска грузовых вагонов в России в 2021 году составит 43-48 тысяч вагонов, что соответствует объему выручки более 130 млрд рублей. Аналитики ИПЕМ ожидают, что спад производства продолжится и в 2022 году, а период низкого рынка продлится вплоть до 2025 года.

Производство новых грузовых вагонов по итогам 2021 года сократится по отношению к прошлому году на 17-25%, прогнозируют аналитики ИПЕМ. Спад относительно рекордного 2019 года (79 600 вагонов) составит 40-46%. При этом в 2021 году доля универсального парка в структуре выпуска составит 47% − это минимальный показатель за последние годы, отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, выступая на конференции «Рынок подвижного состава и операторских услуг». При этом доля универсальных вагонов снижается с 71% в 2016 году до 47% в 2021, а доля специализированных соответственно растет. Если всего в 2019 году было выпущено 79 600 вагонов, то в 2020 – всего 57 500 вагонов. Доля универсальных полувагонов снизилась с 47,9% до 38,8%, хоппер-зерновозов повысилась с 10,1% до 12,9%, хоппер-минераловозов уменьшилась с 5,1% практически до нуля (0,3%), цистерн повысилась с 4,4% до 11%, доля прочих вагонов увеличилась с 31,6% до 36,8%. При том, что объем выпуска вагонов сократился в 2020 году на 27,8% по сравнению с 2019 годом, доля выпуска инновационных полувагонов выросла до 84% (44% в 2019 году, 42% – в 2018-м), отмечают аналитики ИПЕМ. – В 2020 году мы оцениваем профицит парка в 80 000 вагонов, − сообщил Владимир Савчук. − Вагоностроители вошли в затяжной период низкого спроса с прохождением «дна» рынка в 2022-2023 годах. Рыночные механизмы и конъюнктура будут действовать против вагоностроителей: даже потенциальный рост погрузки, который мы ожидаем в текущем году на уровне 1,2-1,6%, не сможет стабилизировать ситуацию. Диверсификация в сторону специализированных вагонов – насущная необходимость для предприятий, чьи производства ориентированы на выпуск универсального парка. Профицит мощностей по производству грузовых вагонов после 2021 года составит порядка 30-50%, считают аналитики Института. Напомним, что в январе 2021 года, согласно данным Росстата, в России было выпущено 3 900 единиц грузовых железнодорожных вагонов. Это минимальный показатель с июля 2020 года.