Россия «перетряхивает» контейнерные закрома. На всякий логистический случай

В стране выпускают около 6-12 тысяч TEU в год, то есть около 1% от потребности рынка

Разработать меры по устранению возможного дефицита на рынке контейнеров из-за ухода ряда зарубежных компаний, чтобы избежать задержек в поставках потребительских товаров, поручил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, сообщают «Известия».

 

Профильным ведомствам, в частности, поручили рассчитать необходимое рынку количество контейнеров, а также предложить, где найти дополнительные объемы при их возможном дефиците, сообщил источник издания. По его словам, это могут быть регуляторные механизмы и стимулирование отечественных производителей. До введения санкций против РФ на отечественном рынке находилось 1,5 млн контейнеров в 20-футовом эквиваленте, или TEU. Они обслуживали поток импорта и экспорта, который был актуален до 24 февраля, отметил в беседе с «Известиями» источник в одной из крупных логистических компаний. Примерно около половины контейнеров, то есть порядка 700 тысяч TEU, принадлежали иностранным морским операторам: Maersk, MSC, CMA CGM и другим. В марте они начали объявлять о приостановке работы в России, напомнил собеседник. По оценке собеседника издания, России в ближайшее время может не хватить 300-350 тысяч TEU. Логистические компании надеются, что иностранные игроки не вывезут все свои ресурсы из страны. Плюс бизнес ожидает, что в РФ придут новые операторы с контейнерами, рассказал источник. Кроме того, часть контейнеров можно закупить за рубежом, а часть, вероятно, поставит российская промышленность, добавил он. По словам собеседника, в стране выпускают около 6-12 тысяч TEU в год, то есть около 1% от потребности рынка. С такой оценкой отечественного производства согласны в компании «Евросиб СПб-транспортные системы» (один из крупнейших перевозчиков в РФ). Там уверены, что отечественное производство следует наращивать до 50-100 тысяч единиц в год. Вероятно, это займет несколько лет. Крупнейшим изготовителем контейнеров в России считается «РМ Рейл Абаканвагонмаш». В компании сказали «Известиям», что в сложившейся ситуации есть два выхода. Это приобретение продукции в Китае либо повышение отечественных мощностей до 50 000 TEU для закрытия внутренних потребностей. У компании есть для этого резервные площади и компетенции. При наличии господдержки и гарантированного спроса предприятие может увеличить изготовление контейнеров уже через полтора-два года. Если закупать контейнеры в Юго-Восточной Азии, объем, который необходим России, возможно приобрести за полгода, отметили в «Евросиб СПб-транспортные системы». Эффективными законодательными послаблениями могут стать субсидии и стимулирующие программы для отечественного производства, сказали в компании. В первую очередь это должно коснуться важных компонентов для контейнеров, так как их импортируют в РФ. А также нулевые таможенные пошлины на купленные за рубежом контейнеры. Напомним, по прогнозам «РЖД Бизнес Актив», дисбаланс в экспорте и импорте контейнеров может вырасти к маю-июню 2022 года.