«Ставка» на коронавирусный e-commerce сыграла против банков

Снижение эквайринговых комиссий привело к незапланированным «побочным эффектам»

От ограничения комиссий на покупки в онлайн-магазинах, введенных Банком России с 15 апреля по 30 сентября ждали буйного роста e-commerce. В реальности бума продаж не последовало, а вот падение эквайрингового оборота растет от месяца к месяцу, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ВТБ.

В апреле эквайринговый оборот банка снизился по сравнению с апрелем прошлого года на 35% в POS-терминалах и на 30% в онлайн-торговле. При этом апрельские обороты в эквайринге снизились и по отношению к марту этого года – на 51% в офлайне и на 13% в интернет-торговле, подсчитали в ВТБ. При этом даже с отменой комиссий положительная динамика онлайн-продаж в марте в апреле показала падение: наименьшее в секторе продажи еды – на 11%. Первый заместитель председателя Центробанка РФ Ольга Скоробогатова признала, что эксперимент не удался. Как и за рубежом, госрегулирование эквайринговых комиссий не привело ни к стимуляции безналичных расчетов, ни к снижению цен для покупателей. – Дальнейшее снижение размера эквайринговой комиссии может негативно отразиться на развитии российского платежного рынка, в том числе на условиях обслуживания граждан-держателей банковских карт, а именно может повлечь сокращение программ лояльности, введение дополнительных или увеличение действующих комиссий, взимаемых с держателей карт, – предупредила президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова госпожа Скоробогатова. Впрочем, это не помешало Центробанку 13 мая установить ограничения комиссий в 1% при оплате медуслуг. Госрегулирование затронет клиники, больницы, медицинские лаборатории, скорую помощь и лицензированных врачей. Напомним, доля интернет-продаж в общем объеме розницы за последние пять лет выросла в два раза.