Утильсбор повысят не втрое. Пока только для спецтехники

Однако возможен пересмотр ставок и для автомобилей

Правительство решило уточнить размер повышения утильсбора на спецтехнику и вернет проект на доработку в Минпромторг, сообщает «Коммерсантъ». Предполагался рост сбора до трех раз, и такой подход вызвал противодействие различных игроков рынка: от аграриев до строителей – из-за рисков роста стоимости продовольствия и новых дорог.

Правительство пересмотрит планы повышения утильсбора на сельхоз-, дорожно-строительную и спецтехнику. Такое решение принято на совещании у главы аппарата Правительства, вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко. Cобеседник «Ъ» говорит, что не столь уверен и в окончательности решения о росте утильсбора на автомобили, поскольку «движения по документу все еще нет». Два источника «Ъ» отмечают, что, по их мнению, следует дождаться реакции премьер-министра РФ Михаила Мишустина, когда он ознакомится с итогами совещания. Планы повышения утильсбора на автомобили не вызвали широкого противодействия со стороны участников отрасли. Против выступали лишь производители грузовиков из «европейской семерки», которые говорили о новых расходах для логистических компаний, которые в итоге по цепочке переложат в цены на продукцию. По специализированной технике сопротивление было более серьезным: еще на этапе общественного обсуждения документ получил большое количество негативных комментариев, а также стал наиболее просматриваемым на regulation.gov.ru за тот период. Затем против повышения утильсбора выступили аграрии и дилеры сельхозтехники, ссылаясь на риски роста цен на продукты, в частности масло, муку, сахар, о чем говорили, со своей стороны, и производители грузовиков. Также в многочисленных обращениях в правительство отмечалось, что на рынке РФ практически не производятся асфальтоукладчики, что вместе с повышением сбора и на другую строительную технику приведет к удорожанию дорожных нацпроектов. Кроме того, указывалось, что в РФ не выпускаются тракторы некоторых мощностей. При этом традиционно отечественные машиностроители говорили, что могут покрыть весь спрос на технику, а волну обращений назвали кампанией «западного лобби в лице ассоциаций и агентов влияния». Один из собеседников «Ъ» отмечает, что ключевыми вопросами, которые волновали аппарат правительства, были сельхоз- и промышленные тракторы, а также дорожно-строительная техника, то есть те позиции, по которым дилеры, импортеры и потребители техники видели риски. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что острота реакции на возможное повышение утильсбора на спецтехнику чрезмерна. Например, в целом по асфальтоукладчикам повышение сбора даст рост расходов на 0,5-0,7 млрд рублей, что незначительно в рамках отрасли. По мнению эксперта, с точки зрения промышленной политики пересматривать размер увеличения сбора нет смысла. Напомним, что ранее поток жалоб на рост утильсбора привел к тому, что принятие окончательного решения затормозилось, соответствующий законопроект завис в аппарате Правительства РФ.