Частный инвестор не сошелся с РЖД в подсчетах на строительство

Монополии затраты на возведение 1 км железной дороги видятся в разы больше

«Эльгауголь» готова построить собственную железную дорогу от Эльгинского месторождения до Охотского моря и новый порт для экспорта угля. По подсчетам компании, такой проект будет стоить 97,1 млрд рублей, пишет «РБК». По информации издания, такая оценка стоимости приводится в письме гендиректора компании Александра Исаева, которое он направил заместителю министра транспорта Владимиру Токареву.

В своих расчетах «Эльгауголь» приводит следующие данные: протяженность дороги «Эльга – Чумикан» составит около 500 км, пропускная способность ее – 30 млн тонн угля в год, такой же мощностью должен обладать порт. Исходя из расчетов, приложенных к письму главы «Эльгаугля», из 97,1 млрд руб. ($1,3 млрд по курсу на 23 августа) на строительство самой железнодорожной линии планируется потратить 37,3 млрд рублей, еще 28,4 млрд рублей предназначено на закупку подвижного состава, а создание порта у поселка Чумикан на побережье Охотского моря обойдется в 31,4 млрд руб. Сроки строительства – 5 лет, окупаемость проекта – примерно семь лет, говорится в приложении к письму. Таким образом, 1 км дороги оценили в 74,6 млн рублей, подчеркивает «РБК». По словам источника издания в железнодорожной монополии, приведенные расчеты, как минимум, в четыре раза меньше значений, которые применяются при проектировании и строительстве в РЖД, где, например, стоимость постройки 1 км при проектировании развития участков Восточного полигона (включает БАМ и Транссиб) варьируется в диапазоне от 300 млн до 600 млн рублей. Капитальные затраты на строительство железнодорожной линии сформированы исходя из нормативов для инфраструктуры необщего пользования, что обеспечивает удельные показатели проекта существенно ниже, чем значения, применяемые при проектировании и строительстве РЖД, приводит выдержку из письма Исаева РБК. Компания планирует построить дорогу за собственные средства и не претендует на госфинансирование. По словам главы «Эльгауголь», проект позволит разгрузить БАМ для других участников рынка (сейчас уголь с Эльги поставляется через эту магистраль), а заодно и увеличит экспорт российской угольной продукции. Однако компания готова взяться за реализацию проекта только при определенных условиях: во время строительства новой дороги по существующим магистралям с Эльгинского месторождения будет гарантированно вывозиться 30 млн тонн угля ежегодно, из них 15 млн тонн уже вывозится. Это позволит компании сформировать денежный поток, достаточный для строительства дороги, отмечается в письме, копией которого располагает РБК. – Начало работ по проекту предполагается с момента подтверждения РЖД гарантированного вывоза эльгинского угля, что является принципиальным условием для финансирования проекта, – приводит слова Исаева «РБК». По его словам, компания не рассматривает альтернативные варианты финансирования проекта, подразумевая привлечение только собственных средств. Для заведения на проект внебюджетных источников также потребуется гарантия транспортировки угля по существующим дорогам на время стройки. Напомним, что ранее РЖД заявляло о возможности начать строить параллельную БАМу и Транссибу железнодорожную линии. Она позволит выйти на новые объемы вывоза угля из Якутии, не загружая дополнительно Восточный полигон.