Чтобы стать «путевой», РЖД нужен колоссальный объем финансовых средств

До 2030 года монополия планирует капитально отремонтировать более 90 км путей

ОАО «РЖД» подготовило программу обновления железнодорожных путей до 2030 года. Она оценивается в 6,5 трлн рублей, сообщает «Коммерсантъ».

Программа сформирована в соответствии с июньским поручением Президента РФ по приведению железнодорожных путей к «нормативному состоянию»: необходимо провести инвентаризацию технического состояния путей, выявить проблемы и обновить инфраструктуру. – Параметры программы еще будут уточняться. Она будет дорабатываться в январе-марте 2022 года. Решение по программе еще окончательно не принято, – пояснил источник «Ъ» в Правительстве. Документ предусматривает обновление путей со всеми инженерными сооружениями, а также основных фондов производственных предприятий, в том числе, парка путевой техники и вагонов специального назначения. – Проект разработанной программы предполагает выполнение в период 2022-2030 годов капитальных ремонтов главных и станционных путей в объеме 91,5 тысячи км, – уточнили в РЖД. Согласно презентации, примерная стоимость программы в 2022-2030 годах – более 6,5 трлн рублей. Так, 3,03 трлн рублей уйдет на капремонты пути, 2,56 трлн рублей – на реконструкцию искусственных сооружений и земляного полотна, более 570 млрд рублей будет направлено на путевую технику, 311 млрд рублей – на обновление основных фондов. В качестве возможных источников финансирования указаны дополнительная целевая надбавка к тарифам и господдержка. В настоящее время надбавка на капремонт в 2% уже действует. В 2022 году ее повысят до 3%, в 2023-м – до 5%, в 2024-м – до 7%. В 2025 году надбавка опять должна вернуться к значению 2% и затем совсем исчезнуть в 2026 году. Предположительно с учетом новой программы надбавка может увеличиться до 7% уже в 2022 году, а в 2024-м увеличиться до 8% – и в таком виде существовать до 2030 года включительно. На капремонт РЖД будет с 2022 года изымать грузоперевозчиков более 100 млрд рублей в год. В то же время, как стало известно, параметры на 2022-2024 годы соответствуют утвержденным положениям инвестпрограммы. То есть, возможно, в этот период рост надбавки все же не предусмотрен. Специалистами монополии уже сделаны оценочные расчеты рисков выполнения перевозок при проведении капремонта путей. Согласно презентации, суммарно из-за ремонтных работ может быть не вывезено порядка 275 млн тонн, при этом значительная часть которых или 111 млн тонн придется на стабильно загруженный Восточный полигон, где запланировано масштабное строительство и расширение в течение всего этого периода. Среди других рисков – недополучение 377 млрд рублей доходов от грузоперевозок, формирование избыточного парка техники, появление дефицита мощностей и трудовых ресурсов у РЖД и удорожание ремонта, пояснили в «РЖД». Напомним, дефицит инвестпрограммы ОАО «РЖД» на 2022-2024 годы оценивается в 1 трлн рублей. Дополнительные средства монополия планирует получить за счет значительного повышения грузовых тарифов.