Эксперт: «алюминиевый» ГОСТ для грузовых вагонов – это, скорее задел на будущее

Новый стандарт вступит в силу с 1 апреля

Росстандарт утвердил ГОСТ (ист.) на алюминиевые вагоны. Он начнет действовать с 1 апреля 2022 года. В новом документе подробно описаны требования к проектированию, изготовлению, ремонту и отслеживанию качества сварных швов грузовых вагонов и вагонов-цистерн из алюминия и его сплавов. Также ГОСТ определяет технологию сварки и способы устранения дефектов.

 

Кроме того, в документе описаны параметры безопасности новых вагонов. В частности, в ГОСТе приведены определения пределов выносливости соединительных швов при разных амплитудах напряжений на конструкции вагонов. Проект стандарта, идею которого предложили в компании РУСАЛ, впервые был представлен для публичного обсуждения в сентябре 2018 года. Разработкой документа занимались эксперты АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ), «Объединения производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) и Алюминиевой Ассоциации. – Целесообразность разработки стандарта обусловлена необходимостью обобщения имеющегося отечественного и международного опыта применения алюминиевых сплавов в железнодорожном машиностроении, а также данных о механических и коррозионных свойствах сварных соединений в кузовах из алюминиевых сплавов. Утверждение стандарта позволит многократно снизить затраты производителей кузовов железнодорожного подвижного состава, – уверен руководитель направления железнодорожного транспорта Алюминиевой Ассоциации Андрей Гаркавенко. Как пояснили «Логирусу» в ОПЖТ, введение ГОСТа и внедрение его требований при производстве железнодорожного подвижного состава позволит обеспечить снижение массы кузова, оптимизацию затрат производителей продукции при постановке ее на производство, соблюдение требований к ремонту кузовов, в том числе вагонов-хопперов, вагонов-цистерн железнодорожного подвижного состава из алюминиевых сплавов, повышение безопасности на железных дорогах общего пользования. Однако эксперты также говорят о том, что пока не стоит рассчитывать, что производители массового начнут выпускать алюминиевые вагоны. Принятие ГОСТА – важная ступень, однако это, скорее, задел на будущее. Напомним, ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что Правительство готово поддержать беспрецедентный объем инвестиций в железные дороги. Речь идет о более чем 3 трлн рублей. Эти средства будут направлены на продолжение работ в рамках расширения Восточного коридора, который включает увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба. Также в планах РЖД – создание Северного широтного хода для развития транспортной инфраструктуры в Арктике, обновление железнодорожного сообщения Центрального транспортного узла, закупку нового подвижного состава и т.д.