Эксперт: на горизонте до 2025 года необходимо долгосрочное тарифное регулирование на железной дороге

Финансовые потери операторов в этом году в 4 раза выше, чем у РЖД

В сегменте грузовых железнодорожных перевозок падение выручки операторских компаний значительно превышает потери ОАО «РЖД», заявил председатель комитета по железнодорожному транспорту Союза транспортников России (СТР) Сергей Мальцев. Причем как в абсолютных, так и в относительных величинах. – Если тарифы ОАО «РЖД» за 2019-2020 годы выросли на 7,1%, то цена услуг операторов упала на 27%, – подчеркнул господин Мальцев, выступая в рамках круглого стола СТР. – На лицо следующая статистика: доходы ОАО «РЖД» по итогам 8 месяцев 2020 года к аналогичному периоду прошлого снизились на 2%, что составляет 20 млрд рублей, а выручка операторов упала на 26,4%. То есть выпадающие доходы операторов в совокупности составляют 87 млрд рублей.

По мнению эксперта, серьезное ухудшение финансового положения операторов произошло в том числе из-за «хронического дефицита пропускной способности инфраструктуры» РЖД. По данным СТР, удельная производительность на полувагон снизилась на 10,8% во многом из-за увеличения времени оборота на 11,8%. – Снижение удельной производительности прямо не влечет падение доходов всего операторского сегмента рынка, но резко снижает инвестиционную целесообразность приобретения нового подвижного состава, что также необходимо учитывать госрегуляторам, – уверен господин Мальцев. К решениям, негативно влияющим на стоимость жизненного цикла вагонов, председатель комитета по железнодорожному транспорту СТР также отнес дополнительную точечную индексацию тарифов на порожний пробег полувагонов, предложенную монополией. – Во-первых, сейчас отсутствуют какие-либо преференции для порожнего пробега полувагонов, о которых говорится в докладе госкомпании. Во-вторых, у типовых полувагонов устойчивый уровень величины порожнего пробега к общему. Последние 5 лет он составляет 40%, у инновационных полувагонов – 48%, – отметил эксперт. По мнению Сергея Мальцева, необходимо постепенно сокращать перекрестное субсидирование по классам груза в грузовых перевозках и ограничивать реализацию пассажирских инвестпроектов за счет дополнительной тарифной нагрузки с товаропроизводителей и операторских компаний. – Принятие нового Прейскуранта 10-01 должно носить системный характер, а на периоде до 2024-2025 годов необходимо, чтобы сохранялось долгосрочное тарифное регулирование, – резюмировал эксперт. Напомним, на основании экспресс-расчётов ИПЕМ оценивает величину недополученной выручки ОАО «РЖД» в июле в 2,8 млрд рублей, из которых 1,7 млрд рублей приходятся на потери выручки от перевозок груженых вагонов, 1,1 млрд рублей – порожних.