Эксперт: сценарии тестирования беспилотников должны базироваться на анализе статистики ДТП

Эти сценарии требуют постоянного обновления

Система сертификации авторизированных и автономных систем вождения, предложенная в 2019 году Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), в том или ином виде в ближайшее время будет использоваться в российских национальных стандартах. Об этом «Российской академии транспорта» заявил д.т.н., профессор кафедры «Автомобили» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Сергей Шадрин.

Система ЕЭК ООН представляет собой трехкомпонентную систему оценки безопасности высокоавтоматизированных транспортных средств. Она состоит из трех уровней, пояснил эксперт. Основной уровень – это аудит и оценка. На данном этапе предполагается проведение комплексной проверки документации технологии производства, а также проведение виртуальных испытаний различных сценариев. На данном уровне производится наиболее широкий пласт работ, связанный с проверкой работоспособности систем методами имитационного моделирования, отметил Сергей Шадрин. Второй уровень – это уровень физических сертификационных испытаний, который подразумевает проведение испытаний транспортных средств на закрытой территории. И третий уровень – это подтверждение работоспособности системы на дорогах общего пользования или испытания в реальных условиях. Сценарии испытаний должны базироваться на анализе статистики ДТП, уверен эксперт. Так, на уровне проведения виртуальных испытаний, ЕЭК ООН предлагает проверять наиболее сложные и необычные сценарии, которые встречаются редко и сложны в воссоздании на полигоне. Но так как картина по статистике ДТП постоянно меняется, то и система оценки безопасности автотранспортных средств должна быть гибкой, а сценарии испытаний необходимо постоянно обновлять. – Стоит отметить, что существует ряд нетипичных для Европы сценариев, которые должны быть отработаны для российских реалий. Например, в России на первом месте по количеству и тяжести последствий оказалась ситуация, когда пешеход переходит дорогу в неположенном месте, в то время как в Европе один из распространенных сценариев – наезд на пешехода, идущего по «зебре». Для России также типичен сценарий наезда на пешехода при движении транспортного средства «задним ходом», – пояснил Сергей Шадрин. Поэтому допуск на дороги общего пользования машины, оснащенные системами автономного вождения, должны получать только после комплексного тестирования, резюмировал эксперт. Напомним, в России может быть создан полигон для тестирования автономных грузовых технологий. На начальной стадии, в 2025 году, он может включать в себя транспортно-логистические центры «Ховрино», «Белый Раст» и «Восточный» и подъездные пути к ним.