Экспорт российских грузовиков вырос, но не в штуках

Драйвером поставок стало восстановление спроса в Казахстане и Белоруссии

Экспорт легковых автомобилей в штуках в 2019 году увеличился на 16,7%, до 109,4 тысяч машин, в деньгах – на 23,6%, до $1,6 млрд, пишет «Коммерсантъ». При этом в настоящее время объемы поставок автомобилей выше, чем перед введением санкций, в 2013-2014 годах.

Экспорт грузовых автомобилей в прошлом году, наоборот, сократился на 2,9%, до 14,6 тысяч штук. Но в денежном выражении отмечался рост на 6,8%, до $396,1 миллионов. По мнению Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, основным драйвером экспорта стало восстановление спроса на основных для российской продукции рынках – в Казахстане и Белоруссии. Кроме того, можно выделить поставки в Туркменистан. Специалисты Российского экспортного центра (РЭЦ) отмечают значительный (на 170%) рост поставок автомобилей в Чехию. Почти вдвое увеличились поставки в Узбекистан, что связано с целевым продвижением российской продукции на этот рынок. Впрочем, положительная динамика экспортных поставок на фоне сокращения внутреннего рынка не поддержала выпуск автомобилей. По итогам 2019 года он снизилось на 2,5%, до 1,5 млн штук. Бабанский считает, что в 2020 году экспорт автомобилей продолжит расти на 10-12%. В то же время в РЭЦ полагают, что введение утильсбора и стимулирование внутреннего производства может в краткосрочной перспективе привести к снижению объемов поставок в ряд стран. Однако, успокаивают эксперты центра, российские производители при поддержке РЭЦ, Минпромторга и других институтов уже начали преодолевать имеющиеся барьеры, в первую очередь за счет организации локальной сборки в целевых странах. Также позитивную роль должен сыграть рост числа соглашений о зоне свободной торговли. Напомним, в 2019 году РЭЦ поддержал экспортеров на общую сумму $19,5 млрд. Это самый высокий показатель с момента создания этого государственного института поддержки несырьевого неэнергетического экспорта.